ПОСЛЕДНИЕ РАБОТЫ


Папки на скрытых магнитах


МЦФЭР


Папка чемодан на кнопках






ПРОДАЖА ОБОРУДОВАНИЯ



ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ПОЛУЧАТЬ НА ПОЧТУ НОВЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАТАЛОГИ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ?

ВЫБЕРИТЕ ОТВЕТ

ПОДПИСКА НА
НОВОСТИ


 

СТАТЬИ

04 Июня 2008 г.

Книгоиздательству посвящается...

Книгоиздательству посвящается...

Книга – неотъемлемая вещь каждого человека. И что бы ни говорили злые языки о том, что Интернет, КПК, аудиокниги и прочие современные реалии заменят печатную продукцию, мы можем авторитетно заявить: "Книге быть!". О книге с точки зрения бизнеса в сегодняшней статье.

Под книгоизданием понимают процесс производства книжной и газетно-журнальной продукции (с момента получения авторской рукописи и того, когда книгопродавец продаст книгу покупателю). По сути, в издательском деле все виды деятельности делятся на две большие группы: творчество и производство. Журналисты, поэты, прозаики, ученые выражают на страницах книг и журналов свои гениальные мысли. Редакторы, корректоры, верстальщики, художники, печатники, маркетологи, логисты, книгопродавцы превращают творческое воображение авторов в коммерческий продукт.

История книгоиздания насчитывает не одну сотню лет, и за время своего развития претерпела значительные изменения. Сейчас основная задача тех, кто занимается подготовкой к печати книг, газет и журналов, сводится к тому, чтобы как можно полнее удовлетворить потребности людей в разнообразных видах печатной продукции. Т.е. найти то, что будет читаться, в минимальные сроки выпустить это в свет и получше продать.

Цифры и факты

Издательский мир довольно закрытый и говорить о детальных цифрах по отдельным игрокам рынка не приходится: издатели с большой неохотой или вовсе не раскрывают свои финансово-экономические показатели – объем товарооборота, прибыль и проч. В лучшем случае в прессе фигурируют весьма округленные оценки, полученные из заявлений руководителей компаний. Тем не менее, некоторые данные у нас все же есть.

По данным экспертов оборот российской книготорговли за 2006 год составил порядка $1,8 млрд.; годовой тираж – 665,7 млн. экз.; количество наименований – 108 791 экз.; количество зарегистрированных издательств – около 2500 компаний.

Стоит отметить, что в последние годы наблюдается тенденция плавного снижения тиражей, характерная не только для нашей страны, но и для мира в целом. Диверсификация знаний и читательских вкусов ведет к уменьшению объема реального и потенциального спроса на конкретные издания, исключая лишь бестселлеры. Свою лепту вносит и рост популярности портативных электронных средств хранения информации, уводящих у издателей потенциальных клиентов – читателей бумажных книг. Последние, в свою очередь, все чаще и чаще делают выбор в пользу книг в электронном виде.

Другой тенденцией последних лет является увеличение количества наименований издаваемых книг. В 2007 году этот показатель преодолел 100-тысячный рубеж. По этому показателю Россия входит в тройку мировых лидеров, уступая лишь Китаю и США.

Последний факт свидетельствует о том, что издатели "голосуют" ростом количества наименований издаваемых книг за расширение ассортимента. На этот путь их отчасти толкает и ежегодное падение объемов продаж: по данным многих источников этот показатель неуклонно и ежегодно снижается на 10%.

Лидеры отрасли

Характерной чертой сегодняшнего российского книгоиздания является монополизация рынка. Несмотря на то что в России работает около 2 500 издательств, 40% рынка (по общему тиражу) приходится на долю четырех крупнейших игроков: "АСТ", "ЭКСМО", "Просвещение" и "Дрофа". Лидерство первых двух объясняется хорошими позициями на рынке художественной литературы, в частности отечественных детективов, два другие специализируются на издании учебной литературы.

"Десятка" лидеров издательского дела выглядит следующим образом:

  1. "АСТ"
  2. "Эксмо"
  3. "Дрофа"
  4. "Эгмонт Россия Лтд"
  5. "Просвещение"
  6. "Феникс"
  7. "ОЛМА Медиа Групп"
  8. ИЦ "Академия"
  9. "Рипол-классик"
  10. "Азбука-классика"

Из списка видно, что преобладают издатели с универсальным ассортиментом и издатели, специализирующиеся на учебной литературе.

Среди регионов, конечно же, лидируют Москва и Санкт-Петербург, далее следуют Новосибирская, Самарская, Саратовская и Ростовская области, республики Башкортостан и Татарстан.

Наибольшей популярностью у издателей пользуется учебная и методическая (36 256 экз.) и научная (20 328 экз.) литература. Этот факт объясняется достаточно просто: среди причин, по которым читатели берут в руки книги, лидирует необходимость – "по учебе", "по работе". Детям нужны учебники, атласы и контурные карты, студентам – также учебники и пособия по различным предметам, научная литература, взрослым – специальная литература и различные пособия.

Другая сторона вопроса заключается в том, что спрос на учебную литературу формируют внерыночные факторы: это единственная область, регулируемая государством – через Министерство образования и науки, которое дает рекомендации по поводу тех или иных учебных программ.

Далее по популярности следуют литературно-художественные и издания для детей и юношества. Остальные жанры находятся далеко позади.

Пресса

В совокупности российский рынок периодической печати (распространение + реклама) в 2006 году превысил $4,06 млрд. Самих периодических печатных изданий в этом же году было реализовано на сумму $2,42 млрд. По темпам роста российский рынок прессы продолжает оставаться одним из мировых лидеров. По данным главы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского, в настоящее время в РФ зарегистрировано 71 954 средств массовой информации (печатных СМИ – 59 184, электронных – 12 770).

В настоящее время активно развивается российский сектор Интернета. "В целом за прошедший год в рунете было совершено более пятисот покупок интернет-ресурсов на общую сумму в 1,5 млрд. долл." – отметил Сеславинский.

"Десятка" ведущих издателей России выглядит следующим так:

  1. ГК "ПромСвязьКапитал" ("Экстра М", "АиФ", "Труд" и др.)

  2. ИГ Hachette Filipacchi Shkulev и "ИнтерМедиаГруп" ("Антенна", Elle, Maxim, Marie Clare и др.)

  3. ИД Bauer Russia (кроссворды и сканворды)

  4. ИД Burda (Burda, Girl, Playboy, "Лиза", "АвтоМир" и др.)

  5. Холдинг "Проф-Медиа" ("Афиша", В2В Media – издания для профессионалов, "Комсомольская правда")

  6. ИД "Российская газета"

  7.  ИД Independent Media Sanoma Magazines

  8. Холдинг "Газпром-Медиа"

  9. ИД "Московский комсомолец"

  10. ИД "Мир новостей Медиа"

У вас – товар, у нас – купец, или Бизнес-модели

В издательском бизнесе существуют две бизнес-модели: продажа товаров и продажа авторов. Издатели редко придерживаются какой-то одной из них, чаще наблюдается сочетание двух видов. Но в целом можно говорить о преимуществе той или другой бизнес-модели у каждого конкретного издательства.

Крупные издательства, так называемые мейджоры, чаще занимаются продажей товара, а именно – произведений раскрученных авторов, штампуя их как горячие пирожки. Киты издательского бизнеса редко берутся за продвижение новых авторов, предпочитая переманивать друг у друга имена-бренды. Так, с завидным постоянством в прессе появляются сообщения о переходе популярных авторов из одного крупного издательства в другое. В разное время в их числе фигурировали Людмила Петрушевская, Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Юлия Шилова, Оксана Робски и прочие известные персоны книжного рынка. Именно эти авторы формируют сегодня так называемый институт бестселлеров, который планомерно подпитывается рекламными акциями, поддержкой массмедиа и рекламой в местах продаж. Самым издаваемым автором 2007 года снова стала Дарья Донцова.

Малым издательствам политика мейджоров недоступна по вполне понятным финансовым причинам. В результате, они вынуждены заниматься поиском начинающих, талантливых и менее дорогих авторов. Зачастую, если имя нового автора удается превратить в бренд, они выпускают его в большое плавание – продают мейджорам. Иногда это приносит несравнимо большую прибыль, нежели все продажи за год. Но для начала придется все же потрудиться, чтобы испечь этот "сладкий пирожок". Так, например, в свое время был "продан" Владимир Сорокин: до продажи тиражи его книг составляли 3000 экземпляров, после продажи они взлетели до сотни тысяч.

Преимуществом малых издательств при работе с ограниченным числом авторов можно считать возможность (хотя, скорее, это все-таки необходимость) ориентироваться на узкую читательскую аудиторию. Они вынуждены внимательнее относиться к формированию издательского портфеля, более ориентированного на своего потребителя, уделять больше внимания вопросам продвижения продукции. При этом они более мобильны, способны быстрее принимать решения, оперативнее реагировать на читательский спрос.

Большой вопрос

Все издатели сходятся во мнении, что книга в России недооценена. Сегодня ее средняя цена колеблется в пределах 2-3 долларов, в то время как в Европе этот показатель выше в пять раз. И здесь кроется еще одна проблема российского книжного бизнеса. При нынешней цене книги прибыль издательств невелика. В Европе проданный экземпляр приносит розничной книготорговле в среднем 5,25 доллара, а у нас – 0,87, издательствам же – 4,65 и 0,56 доллара соответственно. Отрасль балансирует на грани окупаемости, поэтому ее инвестиционная привлекательность не очень высока.

В стране остро стоит вопрос дистрибуции, то есть попросту не хватает книжных полок. По данным статистики Россия значительно отстает от европейских стран по уровню обеспеченности книжными магазинами: если там один магазин приходится на каждые 10-15 тыс. человек, то у нас – всего лишь на 60 тыс.

Из всех ста с лишним тысяч выпускаемых наименований книг лишь половине посчастливиться быть проданными в книжных магазинах. Остальным – прямая дорога на склады издателей. Хорошо, если кто-то из них обретет своего владельца через Интернет. Но чтобы попасть в первую половину тоже придется потрудиться. Книжные магазины с радостью встречают книги с известным именами на обложках и с большой неохотой берут новичков. В стране идет настоящая ассортиментная война.

Конкуренция играет и другую коварную роль. Она ведет к увеличению арендных ставок за торговые площади, что в свою очередь препятствует развитию книготорговли в целом. В этой ценовой борьбе она проигрывает другим, более высокорентабельным видам бизнеса.

Участники рынка хором говорят об отсутствии развитой системы распространения и реализации, налаженной логистики. И если у читателей Москвы и Санкт-Петербурга еще есть возможность насладиться огромным ассортиментом продукции, то до многих региональных читателей большинство книг не доезжает вовсе. А то, что доезжает – стоит на порядок выше, чем в двух столицах. Здесь большую роль играет отсутствие консолидированных оптовых структур, что напрямую влияет на увеличение издержек, а, следовательно, и на цену экземпляра продукции.

Кадры решают все

В заключении стоит сказать о проблеме подготовки кадров. По результатам исследования Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, значительная часть предприятий отрасли испытывает немалые затруднения в построении и ведении своего бизнеса. Одной из основных причин этого является острая нехватка должным образом подготовленных кадров.

В настоящее время в России подготовку кадров для индустрии СМИ осуществляют 95 государственных и 27 негосударственных вузов, а также ряд средних специальных заведений. Но, с одной стороны, на данный момент государственный перечень профессий устарел, а с другой – качество профессиональной подготовки сегодняшних молодых медиаспециалистов находится не на должном уровне.

По словам президента Гильдии издателей периодической печати, председателя Национального координационного совета прессы, генерального директора "Российской газеты" Александра Горбенко, если талантливых пишущих журналистов вполне хватает, то среди профессиональных руководителей и менеджеров среднего звена наблюдается явный дефицит.

Наиболее востребованные области/профессии:

  • общий и финансовый менеджмент
  • совершенствование контента и тематической модели СМИ, качества дизайна, технологий работы с информацией и продаж прессы
  • продвижение изданий
  • привлечение рекламы
  • работники полиграфических предприятий.

Кроме того, необходимо повышение квалификации, правовой и этической культуры журналистов, использование новейших технологий и программного обеспечения в системе управления творческими, производственными и технологическими процессами.

Тем не менее, в обилие болевых точек есть и некоторые плюсы: общие проблемы свидетельствуют об определенной консолидации отрасли. И несмотря на то что Россия давно уступила гордое звание "самой читающей страны в мире" Великобритании, Швеции и Финляндии, нам остается надеется, что множество программ по развитию и совершенствованию книгоиздательской отрасли не останутся только лишь напечатанными, а будут осуществлены. Поскольку бизнес, ориентированный на развитие и удовлетворение потребности в знаниях и культурном развитии, должен приносить самые яркие и значимые плоды.

Полина Карпова

Источник: e-perspektiva



  • Вернуться на главную страницу

  •  
    Полиграфия
    Папки с кольцевыми механизмами
    Сувенирная продукция
    POSM
    Упаковка, коробки
    Выставочное оборудование
    Дизайн и верстка
    О компании
    Новости
    Спецпредложения
    Статьи
    Портфолио
    Вакансии
    Контакты
    Прайс-лист
    Онлайн-заказ
    Каталог часов
    Фото-банк
    Готовые шаблоны
    Вырубные штампы
    Мобильные выставочные стенды
    Требования к макетам
    Справочная информация
    Каталог сувенирной продукции