Многие компании сегодня все чаще маркируют свои
продукты надписью "изготовлено из экологически чистых материалов" или
"одобрено Минздравом". Покупатели с радостью наполняют такими
продуктами холодильники, не осознавая при этом, что становятся
участниками игры под названием "формирование имиджа социально
ответственной компании".
Понятие корпоративной социальной ответственности (КСО)
вошло в корпоративное управление в США и Канаде в середине 20 века.
Правда, тогда оно в основном охватывало вопросы корпоративной
филантропии, социального обеспечения персонала, оказания помощи местным
органам власти на профессиональной и спонсорской основе, и тесно
переплеталось с PR-деятельностью компаний.
В 1992 году принцип КСО был зафиксирован в документах,
принятых по итогам конференции ООН по устойчивому развитию
человечества. "Повестка дня на 21 век" определила вклад в достижение
этой цели различных социальных групп – женщин, детей и молодежи;
коренных народов и местных общин; неправительственных организаций;
трудящихся и их профсоюзов; местных властей; фермеров; научных и
технических кругов. Наряду с перечисленными группами отдельная глава
"Повестки..." была посвящена роли промышленности и деловых кругов, то
есть корпоративной социальной ответственности, являющейся формой
организационного поведения и отражающей вклад бизнеса в устойчивое
развитие. То есть КСО – это ответственность тех, кто принимает
бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения
влияют, то есть перед всем обществом.
В Европе КСО официально оформилось на Лиссабонском
европейском саммите в марте 2000 года. В июле 2001 года Европейская
комиссия опубликовала "Зеленую книгу о КСО", посвященную конкретным
формам расширения социальной ответственности на территории ЕС.
В России культура бизнеса только поднимает голову. В
настоящее время концепция социальной ответственности принята лишь в
крупных компаниях. В небольших компаниях уровень культуры бизнеса
по-прежнему остается достаточно низким. А ведь стабильная ситуация на
рынке труда, развитое гражданское общество с развитой гражданской
ответственностью друг перед другом способствуют благоприятному
экономическому климату, от которого, в свою очередь, зависит
стабильность компаний.
9 апреля в МГИМО в рамках проекта "Партнерский Капитал" прошла конференция "Корпоративная социальная ответственность – культура бизнеса или культурный PR?",
на которой представители крупнейших российских и зарубежных компаний и
студенческих обществ обсудили, как отражается на деятельности компаний
концепция социально-ответственного ведения бизнеса.
Ксения Лещинская, Ernst and Young, отдел услуг в области бизнес-рисков:
– Своим клиентам мы всегда объясняем и доказываем,
что КСО – это философия бизнеса, а не просто PR или набор
благотворительных акций, которые проводятся для того, чтобы смягчить
последствия действий компании и "задобрить" заинтересованных сторон.
КСО – это подход к ведению бизнеса, когда ты сначала четко видишь и
понимаешь все виды рисков в экономической, экологической и социальной
сфере жизнедеятельности компании, управляешь ими, а на следующем этапе
находишь пути превращения этих рисков в возможности.
Татьяна Кипчатова, IBM, руководитель корпоративных общественных отношений:
– Крупные компании давно пришли к выводу, что КСО –
это такой способ управления бизнесом, при котором прежде всего
учитываются последствия для общества, и крупные компании, принимая
решения, всегда ориентируются на оказание наибольшего позитивного
эффекта на общество.
Мы называем КСО корпоративным гражданством. Такая
позиция снимает дискуссии о "выгоде" социальной ответственности и
социальных программ. Есть ли "выгода" быть хорошим гражданином? Если не
помогать ближним, вести себя недобропорядочно, можно стать изгоем.
Международная практика показывает, что корпоративная
"безответственность" может привести к плачевным результатам. Социальная
ответственность сегодня важна не только для потребителей, но и для
инвесторов и бизнес-партнеров.
Галина Копылова, Российский союз промышленников и предпринимателей:
– Социально ответственным является тот бизнес,
который, эффективно решая свои коммерческие задачи, вносит вклад в
устойчивое развитие территориальных общин, регионов и страны в целом,
сочетает экономический успех с движением к социальному благополучию и
экологической безопасности. Следовательно, национальные приоритеты
развития общества и задачи эффективного ведения бизнеса напрямую
связаны друг с другом.
В 2004 году РССП подготовил универсальный документ,
отвечающий задачам устойчивого развития, который может служить основой
для формирования корпоративных стратегий для каждой организации. В
результате в 2004 году была принята Социальная хартия российского бизнеса.
К настоящему времени более 200 организаций заявили о своем участии в
хартии, среди них региональные структуры РСПП, членами которых состоят
представители регионального бизнеса.
КСО является важнейшей частью имиджа компании и ее
успеха в конкурентной борьбе и распространяется на многие направления
деятельности организации: формирование репутации, управление
персоналом, взаимодействия с поставщиками и покупателями своей
продукции и услуг и т.д.
Что же получают компании, придерживающиеся принципов КСО в своей деятельности:
– Имидж социально-ответственной компании. Например,
компания IBM внедряет обучающие программы, расширяя доступ к культурным
сокровищам, создает цифровые музеи и размещает музейные киоски по всему
миру.
– Возможность говорить на "одном" языке с сотрудниками.
Эффективные системы управления персоналом делают сотрудников лояльными,
а компанию привлекательной на рынке труда.
– Сокращение издержек. Так, например, компании "Ксерокс" экономит деньги за счет
налаженной системы вторичной переработки.
– Упрощение переговорного процесса с партнерами и
представителями органов власти. Социально ответственным компаниям проще
вести переговоры с неправительственными и правительственными
организациями.
Постепенно развиваются такие направления социальной
ответственности, как волонтерство, создание частных и корпоративных
благотворительных фондов, развитие новых технологий и экспертная
деятельность. Ответственное поведение компаний ведет к более
культурному потреблению продуктов, при котором люди не покупают
продукты сомнительных производителей. Это вынуждает компании
производить социально ответственные продукты, при производстве которых
не используется детский труд, услуги сомнительных поставщиков, и
которые производятся из экологически чистого сырья. На упаковках все
чаще можно встретить надписи "изготовлено из экологически чистых
материалов", "одобрено Минздравом".
Татьяна Кипчатова:
– Во всем мире сегодня наблюдается тенденция выбора
потребителем ответственно произведенной продукции. Активизируются и
движения за стандарты на упаковках. В нашей компании, например,
разрабатывается технология, связанная с RFID-метками, позволяющая
отслеживать информацию о составе и происхождении продуктов.
Основными элементами корпоративной социальной
ответственности, обладающими высокой степенью адаптивности для
российских компаний, являются: методы управления социально-трудовыми
отношениями; предоставление ежегодного открытого социального отчета
компании о результатах своей деятельности; механизм управления
социальной политикой в организациях и развитие обратной связи. Тем
более что PR-практики как в Европе, так и в России исповедуют общие
принципы, такие как свобода информации, уважение прав и законных
интересов всех участников цивилизованного рынка.
Галина Копылова:
– Одним из инструментов повышения качества
корпоративного управления, включая планирование, мониторинг и оценку
деятельности компании, является нефинансовый (социальный) отчет.
Нефинансовая отчетность должна основываться на принципах добровольности
и собственных интересах компаний, вступающих в процесс отчетности.
В среде российских предпринимателей формируются
тенденции, характерные для мирового делового сообщества, которое
постепенно приходит к пониманию того, что социальный отчет, включая
весь процесс его подготовки и распространения, является важным
элементом корпоративной системы управления нефинансовыми рисками,
повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности. А также
является публичным доказательством эффективного управления репутацией и
ответственной конкуренции.
Реализация компаниями функций нефинансовой
отчетности ведет к укреплению их деловой репутации, повышению
конкурентоспособности, вносит вклад в улучшение имиджа
бизнес-сообщества.
Существует мнение, что контроль и координация со
стороны властей и местного сообщества побуждает российские и
иностранные корпорации более ответственно и более адресно проводить
свою социальную политику. Так что вопрос о том, должны ли социальные
отчеты быть обязательными или они должны быть добровольными, остается
открытым.
Таким образом, становится ясно: для того чтобы
российским компаниям приблизиться к мировому уровню социальной и
экологической ответственности, предстоит сделать очень многое всем
заинтересованным сторонам – и бизнесу, и обществу, и государству.
Несомненно и то, что социальная ответственность, равно как и
гражданская, должна формироваться и прививаться еще с детских лет.
Подведя итог конференции, ее участники, отвечая на
вопрос, поставленный организаторами, пришли к выводу, что корпоративная
социальная ответственность – это культура бизнеса, а культурный PR –
это следствие культуры бизнеса.
Ольга Крупченко
Источник: e-perspektiva